Автомобилем по Чуйскому тракту
Итак, поворачиваем направо, переезжаем Катунь по мосту и делаем поворот налево, следуя направлению главной дороги. Тракт постепенно отходит все дальше от реки Катунь и петляет, чередуя подъемы и спуски между гор, теперь уже вдоль реки Сема. Туристов всех мастей становится меньше, но группы, видно более подготовленные и опытные, с лучшим снаряжением. Да и возраст самый цветущий, нет совсем детей, средний возраст – около 30 лет. Несколько раз останавливались на привал рядом с такими группами, разговаривали. Это серьезные туристы, имеющие каждый свое личное снаряжение. В ходу у них палатки каркасные, сшитые, очевидно, на заказ. В группе обязательно есть хоть и небольшая палатка зимняя, которая летом служит, как термос для быстропортящихся продуктов. Спальные мешки у них в основном выполнены как спальник одеяло. Следующий заметный населенный пункт – районный центр Шебалино. Это крупное село имеет кроме центральной улицы, еще и несколько параллельных улиц. После Шебалино начинается почти незаметный подъем. Это начало первого перевала на Чуйском тракте – Семинского. Он имеет подъем в 9 км и спуск 11км. В принципе перевал не имеет особо трудных участков дороги, на нем нет отвесных обрывов и крутых поворотов. Воспринимается как затяжной подъем. Самая вершина перевала практически лысая без леса, с правой стороны расположился последний приватизированный обломок советского строя – база олимпийского резерва. Сейчас работает как гостиница для любого желающего. По традиции, которая пошла еще со времен, когда машины были слабыми и к вершине выдыхались, требуя охлаждения, и пошли эти остановки. Пока машины остывали, люди пытались собрать немного кедрового ореха, которого много в местном кедровнике. Спуск с перевала сложностей не представляет, и еще долго после перевала машина идет легко, т.к. небольшое понижение еще продолжается. Туристов становится еще меньше, но они более профессиональные. Чаще других встречаются москвичи и новосибирцы. У села Хабаровка начинается подъем на второй перевал – Чикетаман. Это не плавная горка Семинского, это настоящий крутой серпантин горного перевала. Присутствуют крутые повороты, глубокие обрывы и сложные подъемы. Вершина радует большой смотровой площадкой, с которой открываются замечательные виды. Спустившись с перевала, замечаешь изменения в окружающей обстановке, дорога вновь бежит вдоль Катуни, но теперь она полна крутых неожиданностей, «бомы» идут один за другим и они становятся все более красивыми и опасными. Населенные пункты небольшие и встречаются все реже. Автомобилей тоже мало, в основном это дальнобойщики на Монголию. У села Иня дорога вновь пересекает Катунь, теперь она идет вдоль реки Чуя, от которой, собственно, и пошло название «Чуйский тракт». Окружающий пейзаж напоминает декорации фильмов с Андами. Следующее селение – Акташ, предпоследнее перед пограничной зоной. Въезд в эту зону нужно получать в Горно-Алтайске или в Акташе. Дальнобойщики имеют постоянные пропуска. Тракт имеет асфальтированное покрытие довольно хорошего качества. Сразу за Акташем открывается панорама гор с яркими снежными вершинами, их называют «белки». Этот вид особенно эффектен в утренние часы. К «белкам» можно подняться пешком через село Чибит, местные жители подрабатывают проводниками. Дальше тракт идет по Курайской степи, месту очень унылому. Местные жители лихо носятся на мотоциклах и УАЗах, не соблюдая никаких правил дорожного движения. После Курайской степи, тракт некоторое время идет снова по горам, а затем начинается еще более унылая Чуйская степь. В Кош-Агаче стоят два указателя «МНР» (Монголия) – прямо и «КНР» (Китай) – направо.
|